История и достопримечательности Стамбула (Турция)

Стамбул, Константинополь, Византий. Столица трех мировых империй в точке, где сходятся восток и запад. Утверждается, что грек Визант из Мегары более двух с половиной тысяч лет назад бросил здесь якорь. Дельфийский оракул поручил ему основать город. При римлянах, византийцах и османах он приобрел мировое значение. Различные культуры смешивались здесь в своих памятниках. Константин провозглашает город новым Римом на семи холмах, а османы претворяют в жизнь мечту византийцев о вечном городе на Босфоре.

Рынок антикварных книг один из древнейших рынков в городе. На этом самом месте еще византийцы покупали книги, карты и бумагу. На крохотном пространстве здесь разместились полки с книгами, в которых содержится богатейшая история Стамбула.

Историческая справка

Старый город Стамбула расположен на полуострове треугольной формы, омываемом водами Босфора, залива Золотой Рог и Мраморного моря. Отсюда на протяжении двух тысячелетий контролировали торговый путь между Черным и Средиземным морями. В мае 330-го года римский император Константин Великий въезжает на ипподром Византия. С ликованием приветствуют его 100 000 человек. Константин переносит сюда из Рима свою резиденцию. Он считается поборником христианства, но в то же время служит божественному культу древнеримской традиции, уходящей корнями в античность.

Сохранить унаследованное и дать ему развитие. Над руинами древних храмов и позднее римских триумфальных арок возникает главный храм Константинополя – церковь Святой Мудрости (Айя-София), которая на сегодняшний момент по значимости опережает все достопримечательности Стамбула. Монументальное сооружение византийской архитектуры, положившее начало истории стамбульского зодчества. Юстиниан дарит Иисусу освещенную им церковь, Константин – основанный им город. Мозаика над входом в вестибюль. Особый дизайн освещения зрительно снимает с массивной кладки ее тяжесть. С куполов в главный зал падает прямой свет, а непрямой свет исходит с боков. Свидетель, присутствовавший на открытии храма, сообщает: «И когда при первом проблеске розовоперстый дневной свет сбежал от арки к арке и разогнал тени тьмы, князья и простой народ в один голос вторили хорам в слаовословии и молитве. И когда они переступили порог святых залов, казалось, могучие арки покоятся на небесах». Руководил строительством Исидор Милетский, архитектор из Афин.

Уникальное смешение, типичное для города, находящегося на стыке частей света. Символический центр Византии уходит корнями в позднюю античность. Новая культура возникает из старой. Международная команда ЮНЕСКО всеми силами пытается сдержать дальнейший упадок. Османским владыкам собор служил главной мечетью, ныне это музей. Византийцы и османы преобразовали здание. Это была вынужденная мера из-за многочисленных землетрясений. Могучие опорные стены действуют как корсет.

Мрачная дата в истории Стамбула — 1203-й год. Приход крестоносцев, разоряющих и опустошающих все на своем пути. Летописец пишет: «О мой город, мой город. Ты зеница ока среди всех городов. Ты прославленный во всем мире. Чашу Божьего гнева ты испил до горького дна и настиг тебя еще более чудовищный огонь, чем тот, что в древности поразил пять городов филистимлянских».

В XIV веке Византийская империя снова переживает стремительный расцвет. Мозаики и фрески монастыря в Хоре – бесценные свидетельства той эпохи. Уникальные сакральные циклы отнюдь не подражают итальянскому Возрождению. Они уже не имеют ничего общего с ранее существовавшими в византийском искусстве изображениями. Живое и переменчивое, обожествляющее человеческие жесты. Они словно были предчувствиями конца Византийской Империи – изображениями Апокалипсиса.

1453-й год. Османскому султану Мехмеду Завоевателю удалось это сделать. Непобедимый город захвачен кочевым тюркским племенем и теперь расцветает во всей красе. На мысе полуострова, на фундаментах античности и Византии вырастает султанский город, и становится дворцовым округом османского рода почти на 500 лет. Дворец Топкапы Сарай с важнейшим жилым пространством – гаремом. Каменный палаточный городок османских кочевников. Едва ли найдется в истории другое место, дающее столь обильный материал для эротических фантазий, как гарем – личные покои семьи султана. На самом деле женщины и девочки со всей османской империи обучались здесь главным образом музыке, танцу и искусствам.

В зале султана располагались правитель, его мать и мать престолонаследника, фаворитки – избранные женщины, удостоенные чести подарить султану потомство. Под великолепными цветочными изразцами и росписями мастерицы состязались между собой за благосклонность султана в концертах. Он и его сыновья были единственными мужчинами, имевшими сюда доступ. Контроль в этом запретном для посторонних месте осуществляли чернокожие евнухи. Райские сады, выжженные на глине. Дорожки гарема всюду украшает изысканный фаянс. Помещения богато украшены изразцами. Это великое искусство изникской керамики, знаменито своим упрямым красно-коричневым цветом. Драгоценные шедевры между правдоподобным изображением и орнаментом. Мотивы повторяются, напоминая о бесконечности божественного. Эти прекрасные работы были выполнены за короткий период XVI века. Керамическая полоска текста в самом, пожалуй, совершенном помещении, покоях Мурада III. В еще большей степени, чем убранство стен, атмосферу здесь создает купольная башня. Разве она не напоминает постройки византийской эпохи? Ее конструкция свободней, чем это было доселе видано, отсутствуют колонны и видимые контрфорсы. Создание ее приписывают величайшему архитектору османской эпохи Мимару Синану.

Янычар армянского происхождения в возрасте 60-ти лет начал совершенствовать архитектурный облик византийских купольных сооружений. Мечеть Сулеймание, пожалуй, идеальное олицетворение его искусства. Она в чистом виде воплощает принцип Айя-Софии, но при этом раскрывает пространство под куполом в единое целое, охватывающее всю площадь. Падающий свет увлекает взгляд зрителя в кажущуюся бесконечную высоту. Узкие галереи и всего две несущие колонны по обе стороны усиливают чувство невесомости. Место для медитации на протяжении уже более 450-и лет. Посредством этой мечети султан Сулейман Великолепный воздвиг себе памятник. Во время его правления османская империя достигает своего зенита. Также известный как Сулейман Законодатель, он обустраивает империю изнутри и расширяет ее внешние границы. Они проходят от Персии почти до самой Вены. Синан посвящает строительству мечети семь лет. Мечеть Сулеймание это не только молельный дом, но и общественный центр. Под бесчисленными купольными башнями помещаются кухня для бедных, больница, а также школы, библиотеки. Частично и по сей день. Трудно найти более наглядный пример того, как рьяно османы вступили во владения христианским наследием.

Стамбул, Константинополь, Византий. Городская стена вокруг семи холмов всегда могла обеспечить защиту полумиллиону жителей. Дважды укрепленная она служит примером для будущей военной архитектуры. Лишь одному человеку удалось преодолеть ее с помощью военной хитрости. Первый султан Стамбула Мехмед Завоеватель приказывает перевести свои корабли через большой холм, расположенный напротив порта Константинополя Золотого Рога. В том месте город не защищен стенами и уязвим. Позже в книгах XX века напишут о Турции, как о больном на Босфоре. Истории Османской империи приходит конец, государство терпит банкротство. Шанс включиться в индустриализацию упущен.

Сегодня Стамбул это столица с населением в 15 миллионов человек, быстро нагоняющая современность. Посередине между Востоком и Западом. Как писал Гете в своем «Западно-восточном диване»:
«Меж различными мирами
Связь держать не прочь мы сами
Мыслим мудрым быстрым током
Свяжем Запад мы с Востоком».

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.